Содержание:
Часть 1. Введение
Часть 2. Посредник-исполнитель при сотворении мира
Часть 3. Посредничество в осуществлении связи
Часть 4. Посредник-примиритель
Часть 5. Усовершенствование
Часть 1. Введение
Кто такой посредник? Что означает это понятие? Хорошо бы для начала разложить это всё по полочкам, хотя эти вопросы и не кажутся сложными или неизвестными, но всё же...
Если обратить внимание на корень слова, то очевидно, что это понятие относится к кому-либо, кто стоит, так сказать, посреди (от слова середина), то есть между кем-то. Вот как хорошо это слово объясняется в одном толковом словаре:
"Тот, кто содействует осуществлению связи, общению между кем-либо.
Тот, кто является посредствующим, связующим звеном в чем-либо, в каком-либо отношении.
Тот, кто содействует примирению спорящих, враждующих, борющихся сторон."
(Современный толковый словарь русского языка Ефремовой, Посредник)
Именно эти три аспекта будут рассмотрены в данной статье в отношении уникального божественного Посредника, коим назван и описан в Библии и богословии Первенец Бога. Мы рассмотрим не только причины его посредничества, но и важность точного понимания этого вопроса для нас с вами, а именно: будет сделан обзор по Танаху ("Ветхий Завет") и Новозаветным писаниям, а также богословию эпохи второго храма и раннехристианскому, почему о первородном Сыне, который также называется уникальным ("единородным"), говорится как об идеальном посреднике между творением и Всевышним Богом, Отцом всех и всего, и почему в "Новом Завете" говорится, что нужно было его "совершение", то есть что Бог совершил его (усовершенствовал, см. Евр.5:9)...
Часть 2. Посредник-исполнитель при сотворении мира
Для начала мы рассмотрим данный аспект посредничества, указанный в определении:
"Тот, кто является посредствующим, связующим звеном в чем-либо, в каком-либо отношении."
О единородном Сыне Бога говорится в Библии как о том, через кого Бог сотворил вселенную и порядок в ней (см. Ин.1:1-3; Кол.1:16; Евр.1:2). Логос (с греч. "Слово" - одно из наименований первородного Сына) описывается как исполнитель творческих замыслов (слов, команд, плана) Бога, Отца всех и всего:
"Библия с самого начала говорит о древнейших днях, когда Бог начал творить небо и землю, и в описании этого уже видны важные и любопытные детали. Во-первых описанию сотворения всегда сопутствуют слова "Бог сказал [обратите внимание, что глагол "сказал" подразумевает слово, а выражение "стало так" подразумевает исполнение слова, реализация, как бы слово стало явью; прим. автора]":
"И сказал Бог: да [в смысле: пусть] будет свет. И стал свет." (Бытие 1:3)
Когда же дело доходит до сотворения человека, Бог говорит следующее:
"сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему..." (Бытие 1:26)
Из этого уже можно заключить, что Бог говорит к кому-то еще, кем он командовал при сотворении ("пусть будет" то-то и то-то) и кто исполнял его творческие слова, планы ("и стало так"). И действительно, далее в Писании мы видим любопытный отрывок в книге Притчи:
"Г-сподь создал меня в начале пути Своего, прежде созданий Своих, искони. От века я избрана княжить, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда не было (еще) бездн, и источников, полных воды. Я родилась прежде, чем погружены среди вод были горы, прежде холмов; Когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я (была) там; когда Он проводил круговую черту на поверхности бездны, Когда Он утверждал облака на высоте, когда укреплял источники бездны, Когда полагал для моря устав Свой, чтобы воды не переступали Его приказ, когда полагал основания земли, И была я у Него питомицею [букв. «искусный помощник или мастер, ремесленник»: см. Новый Русский Перевод, Библейской лиги ERV, Современный WBTC, ПНМ], и была радостью каждый день, веселясь пред Ним все время, Веселясь на обитаемой земле Его, и радость моя - с сынами человеческими." (Притчи 8:22-31 перевод Давида Йосифона)
Это поэтические слова Божьей Мудрости, которая говорит о себе как о первом дитя у Бога, которое участвовало в сотворении мира как мудрый, умелый помощник, и была радостью для Отца, радуясь их сотрудничеству и "плодам" этого. Это можно сравнить как архитектор руководит строителем, мастером, при постройке дома, или как сын плотника-строителя помогает и выполняет указания любящего отца, который научил сына всей своей мудрости, даровал, так сказать, ему свою мудрость.
Следовательно, есть уже более-менее ясное указание на то, что у Бога есть первенец, который появился у Бога раньше всего остального и был соработником [посредником] при сотворении мира, которому Бог и говорил "пусть будет" то-то и то-то, и благодаря которому "стало так".
...
"Филон Александрийский [иудей], судя по всему, послужил как бы переходным звеном двух эпох - иудейской и христианской, показав что у Бога есть уникальный и первый небесный сын и служитель, называемый Логос и Премудрость Божья, который является Архангелом, сотрудником-посредником в сотворении мира, и ключевой фигурой в искупительном замысле Бога и управлении вселенной. Судя по всему немного знакомый с некоторыми иудейскими толкованиями эпохи второго храма, насчет Метатрона, Михаила, Филон так или иначе связывает их с наименованием Логос (Слово), которое фигурирует в Танахе (т.н. "Ветхий Завет", и которое Филон встречает в трудах греческих мыслителей), как и "Ангел Господень", в котором имя Божье, "глава ратей Иеговы". Филон описывает его в мессианских "красках" и "оттенках", которые чуть позже во многом используют новозаветные писатели в отношении Иисуса Христа (Мессии)." (из статьи "Метатрон-Михаил-Мемра(Логос). Часть 7. Итоги и заключение: Назад в будущее 2 - от самого начала в конец.", подробнее о Филоне и Логосе можно посмотреть здесь: "Александрия в истории человечества и богословия. Часть 4")
""...Филон [Александрийский] называет Логос «образом Бога»... и «первородным Сыном» (см., например, О сельском хозяйстве, 51). ... Филон иногда говорит о «двух богах», а в одном месте именует Логос «вторым Богом [богом]» (Вопросы на книгу Бытие, 2.62). Однако для Филона есть разница между «Богом» и «одним из богов» (в греческом языке между о theos — то есть Богом, с определенным артиклем, и theos — то есть просто «богом», без артикля). Логос является последним.
Как божественное существо, отдельное от Бога, Логос, очевидно, напоминает Ангела Господня, уже обсуждавшегося в начале данной главы. Филон иногда прямо отождествляет Логос с Ангелом Господним [как и соответственно с "Архангелом" в других местах, прим. автора] (см., например, О перемене имен, 87, О сновидениях, 1.239)." (Эрман Барт Д., "Как Иисус стал богом", стр.18, источник: https://www.litmir.me/br/?b=558072&p=12)
Как видно из истории, термин "Логос" (Слово) как одно из библейских имен или названий первородного Сына Божьего впервые сделал более-менее популярным (и более-менее оформленным учением) в среде образованных и/или религиозных иудеев, греков и римлян еврейский богослов Филон Александрийский, как раз перед приходом Иисуса Христа.
Один из ближайших учеников Иисуса, апостол Иоанн, в конце первого века, судя по всему немного знакомый уже с библейскими толкованиями и выражениями Филона, тоже употребляет термин Логос в своем евангелии, показывая тем самым, соответственно Филону (и также как и он применяя к Логосу слово "теос" (бог) без артикля в одном предложении (Иоан.1:1), а к Богу - "теос" с артиклем), что их учитель и господин Иисус Христос был не только человеком (без греха), но до этого - тем самым уникальным небесным сыном Бога, первым и ближайшим (см. Ин.1:1-18).
...
Автор письма Евреям (возможно ап.Павел) применяет в нем такие же выражения и сопоставления, как до него Филон Александрийский в своем учении о Логосе. Вот некоторые из них:
- первородный сын (1:6)
- образ Бога (1:3)
- небесный, царственный первосвященник (см. например 8-ю главу)
- посредник при творении и в отношениях с людьми (см. например 1:2 и 9:15)
(дополнительно см. здесь: https://vk.com/wall-189469430_1649)
Апостол Иоанн тоже называет Иисуса "посредником", также как Филон, говоря что "через" Логоса, "единородного Сына (бога)", вечный Бог сотворил мир (Иоанна 1:3)..." (из статьи "Метатрон-Михаил-Мемра(Логос). Часть 5. Новозаветные писатели")
"В эллинском иудаизме уже было довольно сильное влияние ложных философских идей и теорий, как и языческих учений, и еврейский богослов Филон как и все люди не был застрахован от ошибок и заблуждений, что видно из некоторых его высказываний и воззрений. Но это не помешало ему провести важные и своевременные исследования в отношении "первородного Сына", "Логоса", которого в некоторых трудах и течениях иудаизма второго храма называли "Метатрон" и/или "Михаил" (согласно мессианским пророчествам книги пророка Даниила), архангел, как старшего и ближайшего Сына Божьего, как "главу воинства Господня". Широкое александрийское образование Филона (иудейское и греческое) и любовь, которая была у него и к греч.философам, с одной стороны подталкивало его найти точки соприкосновения, которые он наблюдал так или иначе, между откровениями Танаха ("Ветхий Завет") и греч.мыслью (чтобы донести до них истины Писания или обосновать их), с другой стороны увлекала его в порой запутанные и неоднозначные воззрения и выражения, порождая синкретизм и эклектику. Однако даже при этих его некоторых слабостях и ошибках он твердо держался строгого монотеизма, как иудей, и последовательно, в согласии с Писанием и трудами иудейских учителей, не считал старшего Сына, "древнейшего Логоса и Архангела" во всем равным Богу и тем более равным по возрасту, так сказать, и поклонению, но описывал его как посредника и служителя, в мессианских красках. Также последовательно писали и далее НЗ-ные авторы, порой явно ссылаясь или делая аллюзию на уже знакомые в философском и религиозном мире той эпохи и цивилизации выражения Филона, а также на более близкие иудеям понятия из трудов и взглядов эпохи второго храма и текстов Танаха, как видно при анализе. Также и ранние христианские богословы в большинстве своем так или иначе последовательно держались субординационизма и веры в единственного Бога, Отца всех и всего, и его первого Сына, который стал Мессией и был необычайно возвышен Богом, но который имел начало и был создан-"рожден" Отцом прежде всех и всего." (из статьи "Александрия в истории человечества и богословия. Часть 6".)
"Иустин [Мученик] там же (Диалог с иудеем Трифоном, 61 глава), далее, приводит в доказательство своих слов, что Сын "рожден" Всевышним Богом прежде всех и всего цитату из «Ветхого Завета», книги Притч, 8-ой главы, по Септуагинте: «Господь создал Меня, как начало путей Своих в дела Свои. Он основал Меня прежде века, в начале, прежде нежели Он сотворил землю и прежде нежели сотворил бездны…». Как видно при анализе, в то время и далее, еще не было в богословии странного противопоставления типа «рожден, но не сотворен» (напротив, как и во всей Библии, и раннем богословии и лингвистике вообще, глаголы «родить» и «сотворить» зачастую были синонимами и порой взаимозаменялись, см. например статью: https://jwapologetica.blogspot.com/2019/08/822-25.html), также не было утверждения, что у первородного Сына Божьего не было начала; примечательно, что и дохристианские иудейские труды воспринимали Метатрона как того, кто появился у Бога прежде мира; Иустин, судя по всему, как и до него Филон и Иоанн, и другие ранние богословы, называл Сына «богом» не в смысле абсолютном, а как сотворенного Сына, получившего от Родителя божественную природу, и участвовавшего в сотворении мира как соработник Отца всех и всего." (из статьи "Александрия в истории человечества и богословия. Часть 5")
Итак, всё Писание и более-менее соответствующее ему богословие разных времен говорит о первородном Сыне Бога как о посреднике-исполнителе в сотворении мира, но также как и о первом уникальном творении Бога, соответственно, потому как безначальный всевышний Бог, Отец всех и всего, Инициатор создания мира и Руководитель Сына - Он один, а следовательно посредник и исполнитель воли Бога - это уже другая персона, отдельная, которая имеет происхождение (появление), и не является безначальной и нетварной. И именно это является ключом к пониманию важных истин, связанных с посреднической и главной ролью Первенца Божьего в Божьем замысле и спасении... Единородный Сын Бога с одной стороны являлся как бы "богом" (потому он, отчасти, и крайне редко назван так в Новозаветных писаниях и у Филона например), то есть соработником Всевышнего в сотворении всего остального, а с другой стороны: он сам - творение Бога, сотворенное ("рожденное прежде рождения мира") НЕПОСРЕДСТВЕННО Всевышним (то есть если вселенная и ангелы были сотворены ПОСРЕДСТВОМ Первенца, то он сам был сотворен без посредника, коего и не могло быть, конечно...), а значит Сын стоит "на рубеже" (посередине, так сказать) между Всевышним Богом и ВСЕМ Творением, и это конечно не буквально, не в пространственном каком-то смысле, а в духовном: это все равно, что быть сыном владельца крупнейшего завода, участвовать в строительстве его, и при этом самому быть одним из работников завода (в данном примере лучше сказать работником верхнего уровня), и подчиненным владельцу-отцу...
Часть 3. Посредничество в осуществлении связи
Теперь мы перейдем к другому аспекту или характеристики посредника:
"Тот, кто содействует осуществлению связи, общению между кем-либо".
"В самом деле, в некоторых текстах образ великого ангела представлен как уникальным способом принимающий участие в передаче миру вести о власти и роли Бога (то есть будучи носителем Божьего Имени). В нашем исследовании мы покажем, как в древней иудейской религии, с ее монотеизмом, отличавшем ее от всех прочих религий, заняла свое место вторая фигура рядом с Богом, а именно великий ангел, без заметных признаков того, чтобы концепция подобной фигуры представляла какую-либо угрозу концепции единого Бога.
Как было отмечено ранее, идея о великом ангеле, с его совершенно особым способом общения с Богом, возможно, появилась в результате развития предания об «Ангеле Господнем», известном нам по некоторым историям из Пятикнижия (к примеру, Быт. 16:7–14; 22:11–18; Исх. 14:19–20). Разумеется, упоминание в Книге Исхода 23:20–21 особого ангела, в котором обитало Имя Божье, послужило основой для позднейших иудейских религиозных концепций. Поскольку нас интересует роль образов великих ангелов в источниках, отражающих более поздние стадии развития древней иудейской религии, а не ранние стадии формирования подобных концепций, следует обратиться к текстам, содержащим сведения об иудаизме периода после плена. (Ларри Хартадо, цитата из книги "Небесные Посредники. Иудейские Истоки Ранней Христологии"; "Великие ангелы в древнем иудаизме")
"Подобного рода терминология представляется особенно полезной для изучения ранних иудейских и христианских рассказов о богоявлениях, в которых Бог представляется присутствующим вместе со вторым посредническим персонажем, нередко парадоксальным образом обретающим божественные атрибуты. В этом отношении понятие «второго владычества» позволяет нам глубже осмыслить атрибуты и функции новой посреднической фигуры, не наделяя это действующее лицо исключительным божественным статусом. Более того, подобного рода предания представляются важнейшими для интерпретации самых ранних христологических концепций, в особенности тех из них, где прослеживается внезапное и парадоксальное наделение Иисуса различными функциями и атрибутами Бога." ( Из книги "ПРЕДАНИЯ О ДВУХ ВЛАДЫЧЕСТВАХ НА НЕБЕСАХ И РАННЯЯ ХРИСТОЛОГИЯ", Под редакцией Т. Гарсии-Уидобро, SJ и А. А. Орлова; 15 стр.)
"Несколько лучше, однако, дела обстоят в случае с образом архангела Михаила, которого автор пророчества Даниила впервые упоминает в 10:13–21 как «одного из первых князей» (ст. 13). Этот ангел особо выделяется как служитель Бога, исполняющий его повеления (ст. 21). Далее в 12:1, он представлен как «князь великий, стоящий за сынов народа твоего [Израиля]», и читателю сообщается, что в конце времен Михаил «восстанет», что, очевидно, означает его важную роль в окончательном спасении избранных.
...
Вполне вероятно, что персонаж, представленный фразой «как бы Сын Человеческий» в Дан. 7:13–14, тоже задумывался автором пророчества как образ великого ангела, возможно, Михаила, хотя это всего лишь предположение, с которым многие могли бы не согласиться. Тем не менее, принимаем ли мы эту фигуру как небесное существо или как метафорическое описание одного из «святых Всевышнего» (7:27), в любом случае в тексте Дан. 7:9–14 мы имеем дело с терминологией и образным строем, связанными с концепцией божественного посредничества. В этом тексте можно обнаружить описание персонажа, которому «дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное» (7:14). Более того, следует отметить, что эта фигура наделена своим статусом по воле Божьей, что предполагает сам способ управления миром от лица Бога, те есть в качестве Божьего визиря или главного посредника.
В мои планы не входит дальнейшее обсуждение персонажа из текста Дан. 7:13–14, однако я хотел бы отметить, что описание этой фигуры служит свидетельством того, что древние иудеи во времена Даниила не видели ничего предосудительного в существовании некой важной фигуры, назначенной Богом на роль главного посредника, и такое назначение не несло в себе угрозы почитанию единого Бога.
Таким образом, в пророчествах Иезекииля и Даниила можно обнаружить указания на возникновение интереса к небесным существам, уподобляющимся Богу различными способами. Особенно в пророчестве Даниила, как кажется, концепция божественного посредничества находит свое наиболее яркое выражение, и образ Михаила, возможно, воспринимается в качестве визиря и главного посредника между Богом и людьми. (Ларри Хартадо, цитата из книги "Небесные Посредники. Иудейские Истоки Ранней Христологии"; "Великие ангелы в книгах пророков Иезекииля и Даниила")
"...Во всех этих источниках Михаил выделяется из ряда всех служителей Бога, будучи наделенным особым статусом в небесной иерархии. Из рассмотренных свидетельств становится очевидным, что концепция особой роли Михаила получила широкое развитие в древнем иудаизме, и этот ангел служил выражением идеи о божественном посредничестве, согласно которой особый служитель Бога рассматривался как возведенный до положения приближенного к Богу. По моему мнению, мотив наделения Михаила титулом «главнокомандующего», а также связь торжества избранных с восхождением Михаила служат проявлениями рассматриваемой нами концепции. (Ларри Хартадо, цитата из книги "Небесные Посредники. Иудейские Истоки Ранней Христологии"; "Образ Михаила в других источниках")"
"Метатрон отождествляется с Михаилом и в Таргуме Псевдо-Йонатана (он же Таргум Иерушалми I) на текст Исх. 24:1. Здесь говорится о том, что Бог повелевает Моисею, Аарону, Надаву, Авиуду и 70-ти старейшинам Израиля взойти на гору и поклониться Господу «издали»: «И Михаил, Князь Мудрости, сказал Моисею в седьмой день месяца: взойди к Господу ты, и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят старейшин Израиля»." (статья "ТЕОФАНИЯ И ЕЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В ТАРГУМАХ. Концепция Божественного Слова (מימרא)", Дмитрий Цолин)
"Мироздание, промышление, откровение Божества предполагает ряд посредствующих деятелей, сил и начал: в этом качестве являются Филону [Александрийскому] идеи Платона, λογοι σπερματικοί стоиков, ангелы евреев и демоны эллинов. Они представляются то как свойства — эманации самого Божества, то как отдельные от него личные посредники (ангелы), то, наконец, как физические энергии (логосы стоиков), действующие в мире и являющиеся в нем. Все эти силы (δυνάμεις) совмещаются в Логосе, посредствующем между Богом и миром. Логос Филона есть:
...для всех причастных Логосу разумных существ — посредник откровения, при чем он является иногда как личный посредник, верховный «ангел» [АРХангел] Божий." (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона , Логос)
"Это подобие (но не тождественность!) в понимании Бога как трансцендентного, но являющего Себя в посреднике-Логосе в иудаизме и античной философии привела к появлению синкретического учения Филона Александрийского, в котором Логос выглядит как некое «промежуточное» божество, связывающее материальный мир с Всевышним." (Дмитрий Цолин, "ТЕОФАНИЯ И ЕЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В ТАРГУМАХ. Концепция Божественного Слова (מימרא)")
"Разумеется, в некоторых текстах за выражениями мысли Филона можно с легкостью обнаружить нечто напоминающее веру в Логос как действительно посредническое существо, меньшее божество, через которого Бог осуществляет свою связь с миром. В самом деле, в Вопросах и ответах на Книгу Бытия 2.62 Филон называет Логос «вторым богом» (ton deuteron theon) и утверждает, что «Бог», по образу которого был сотворен Адам, согласно Книге Бытия 1:27, на самом деле, представляет собой Логос, подобием которого служит разумная часть человеческой души. По мнению Филона, невозможно помыслить о чем-либо земном как о непосредственно образе самого Бога. В Вопросах и ответах на Книгу Исхода 2.13, согласно Филону, Логос, по-видимому, идентифицируется с «ангелом», посланным Богом Израилю во время блужданий по пустыне (имея в виду рассказ из Книги Исхода 23:20–21), и в данном тексте Филон называет Логос «посредником» (mesites).
...
В сочинении Филона О смешении языков можно обнаружить довольно пространное обсуждение понятия Бога как небесного властелина, окружившего себя бесчисленными «силами», которых от использует в своем управлении сотворенным миром (168–175). Филон также упоминает ангелов, находящихся в услужении у этих небесных сил. Таким образом, все эти сонмы небесных существ представляют собой нечто вроде «армии» с ее небесным «контингентом» и военными «чинами». В данном случае мы со всей ясностью видим такой аспект религиозного сознания, согласно которому Божье управление миром представляется небесным прообразом древнего императорского двора, в котором Бог правит как «Царь». На основании других свидетельств, обнаруживаемых в текстах Филона (к примеру, О смешении языков 146, где о «первородном Логосе» говорится как о «старшем среди ангелов, своего рода правителе», ton angelon presbytaton, hos an archangelon), мы можем прийти к заключению, что Филон интерпретировал фигуру божественного Логоса как Божьего визиря или главного управляющего в небесном собрании. В сочинении О бегстве и обретении 101–102 Филон уподобляет связь Логоса с пятью главными «силами» возничему, направляющему поводья его лошадей, где сам Бог в качестве хозяина восседает на колеснице и дает указания своему возничему, направляющему «поводья Вселенной»..." (Ларри Хартадо, цитата из книги "Небесные Посредники. Иудейские Истоки Ранней Христологии", Логос)
"В том же духе, в каком раввины называют архангела Михаила (Метатрона) военачальником небесного воинства, говорит также и Филон: «Отец, творец вселенной, предоставил архангелу и наиболее древнему Логосу („слову“) преимущество — стоять на рубеже, отделяющем творение от Творца, и служить посредником между бессмертным Божеством и смертным человеком, причем архангел выступает в роли посла от властелина к подданному." (Википедия, Фило́н Александри́йский, Ангелология)
Итак, как явствует из приведенных многочисленных фактов, первородный Сын Бога является также посредником в осуществлении связи (и управлении) Бога со своими разумными созданиями, как посол, или визирь, как Божий глашатай (не потому ли (отчасти) он имеет одно из имен - "Слово" (греч. логос, арам. мемра)...?)
Когда "Слово стало плотью" (Ин.1:14), Иисусом Христом, то и в данных обстоятельствах Сын Бога говорил о себе:
"Ведь я говорил не от себя, но сам Отец, который послал меня, дал мне заповедь о том, что именно я должен сказать" (Иоан.12:49; ср. с Втор.18:18)
Также, об Иисусе сказано в Новозаветных писаниях следующее:
"И он пришёл и возвестил благую весть мира вам, далёким, и мир близким, потому что через него у нас — и у тех, и у других — есть доступ к Отцу посредством одного духа." (Эфес.2:17,18)
Часть 4. Посредник-примиритель
И теперь мы подошли к третьему, очень важному, аспекту посредничества первородного Сына Божьего, который раскрывает истину о Боге, о человеке и о спасении, а также подведет к пояснению самого названия статьи "Совершение(!) идеального Посредника", то есть причину того, почему требовалось усовершенствование идеального Посредника. Итак, вот эта характеристика:
"Тот, кто содействует примирению спорящих, враждующих, борющихся сторон".
Было время, согласно откровениям Создателя, когда всё творение, а именно разумные дети Бога, жили в гармонии, послушании и в мире с Богом, Отцом всех и всего, включая венец земного творения - человека. Однако в Эдеме произошло событие, которое стало поворотным пунктом в отношениях между Творцом и человеком...
"..."плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Бт.1:28).
Бог стал отдыхать от своих творческих дел, дав возможность и задание теперь творчески потрудиться людям, чтобы исполнить Его замысел. Они должны были исполнить Его слово. Этот труд должен был быть для людей не тягостным, но радостным, интересным. Вся земля должна была наполниться совершенными людьми, детьми Бога, и их ждало вечное блаженство на райской земле...
Однако, согласно первым главам Писания, первая пара согрешила против Бога , поддавшись искушению независимости от Бога. Они стали жить не для Бога, не для исполнения Его воли, но своей. С тех пор люди стали заниматься "своими делами" (ср. Иса.58:13,14), "суетой" (см книгу Экклезиаст). Это было тем, что излишне, злом, грехом, который вредил людям и всей земле, и всему что ее наполняет. Все это мешало исполнению задания Бога на "седьмой день"..." (из статьи "Покой Бога и суббота")
"Первая человеческая пара, согласно откровениям Бога, будучи в райских условиях могла наслаждаться общением с Ним, сотрудничеством и исполнением его доброго замысла относительно Земли и ее обитателей, размножаясь и заселяя ее. Однако в Эдеме (изначальный райский сад) произошел мятеж человека, вызванный неким разумным созданием, названным "Змеем". Искусив женщину, он пообещал ей, что они с мужем станут "как Бог", и сами смогут определять, независимо от Него, что хорошо, а что плохо (см. Бытие 3:4,5), и при этом не умрут, несмотря на ясное предупреждение Творца. Это оказалось ложью... Так человечество в лице своих прародителей потеряло добрые отношения со своим небесным Отцом, райские условия, и обрело страдания и смертность." (из статьи "Метатрон-Михаил-Мемра(Логос). Часть 7.")
Да, именно так возникла вражда между Творцом и человеком, который передал своим потомкам (то есть и нам с вами) склонность ко греху, а также все те или иные минусы, которые повлекла за собой греховность человека, наша склонность к независимости и своеволию, а именно: болезни, те или иные заблуждения (и склонность к ошибкам из-за отсутствия всего знания о мире, Божественной мудрости), вражда друг с другом, тление, смерть и незнание своего Создателя, отчужденность от Него. Поэтому апостол Павел писал: "от имени Христова просим: примиритесь с Богом" (2 Кор.5:20 СинП).
"Примирить — значит восстановить согласие, дружеские отношения, а также исправить или разрешить что-либо, например положить конец разногласиям. Греческие слова, связанные с примирением, восходят к глаголу алла́ссо, основное значение которого — «менять; делать иным» (Де 6:14; Гл 4:20).
Образованное от него слово каталла́ссо с основным значением «обменивать» со временем приобрело значение «примирять» (Рм 5:10). Павел использовал этот глагол, говоря о примирении женщины со своим мужем, от которого она ушла (1Кр 7:11). Родственное слово диалла́ссомай встречается в Матфея 5:24, где Иисус объясняет, что, прежде чем принести на жертвенник приношение, человек должен примириться со своим братом.
Примирение с Богом. В Письме римлянам и в ряде других писем Павел употребляет слова каталла́ссо и апокаталла́ссо (усилительная форма) в связи с примирением человека с Богом на основании жертвы Иисуса Христа.
Примириться с Богом необходимо из-за возникшего между людьми и Богом отчуждения, из-за утраты согласия и дружеских отношений и, более того, из-за состояния вражды. Причина тому — грех первого человека Адама и, как следствие, греховность и несовершенство, которые унаследовали все его потомки (Рм 5:12; ср. Иса 43:27). Поэтому апостол мог сказать: «Помышления плотские означают вражду с Богом, поскольку плоть не подчиняется закону Бога, да и, по сути, не может подчиняться [из-за своей унаследованной несовершенной, грешной природы]. Стало быть, живущие по плоти не могут угодить Богу» (Рм 8:7, 8). Эта вражда существует потому, что Бог, придерживаясь своих совершенных норм, не может одобрять грех или потворствовать ему (Пс 5:4; 89:14). О его Сыне, который отражал его совершенные качества, написано: «Ты любил праведность и ненавидел беззаконие» (Евр 1:9). Следовательно, хотя «Бог есть любовь» и он «любит мир [человечество] так сильно, что отдал своего единородного Сына» за людей, нужно помнить, что человечество в целом находится в состоянии вражды с Богом и, проявляя любовь к человечеству, Бог, по сути, проявляет любовь к врагам — любовь, основанную на принципах (греч. ага́пе), а не на привязанности или дружбе (греч. фили́а) (1Ин 4:16; Ин 3:16; ср. Иак 4:4).
Поскольку нормы Бога абсолютно праведны, он не может благосклонно относиться к греху, который является нарушением его ясно выраженной воли. Бог «великодушен и милосерден», он «богатый милосердием» (Пс 145:8, 9; Эф 2:4), однако он не станет пренебрегать справедливостью ради того, чтобы проявить милосердие. Как верно отмечается в энциклопедии Макклинтока и Стронга, отношения между Богом и грешным человеком носят «юридический характер, подобно отношениям между владыкой, выступающим в роли судьи, и преступником, который нарушил его законы и восстал против его власти и с которым вследствие этого обращаются как с врагом» (M’Clintock J., Strong J. Cyclopædia. 1894. Т. 8. С. 958). Именно в таком положении оказались люди из-за греха, унаследованного от их прародителя Адама.
Основание для примирения.
Полное примирение с Богом возможно только посредством искупительной жертвы Иисуса Христа; он — «путь», и никто не приходит к Отцу иначе, как только через него (Ин 14:6). Его смерть была «жертвой умилостивления [греч. хиласмо́н] за наши грехи» (1Ин 2:2; 4:10). Слово хиласмо́н означает «средство умиротворения; искупление». Разумеется, жертва Иисуса Христа была «средством умиротворения» не в том смысле, что она успокаивала чувства Бога, которому причинили боль, так как смерть его любимого Сына определенно не оказала бы такого действия. Эта жертва была «средством умиротворения» в том смысле, что удовлетворяла требованиям совершенной справедливости Бога, служа справедливым и праведным основанием для прощения грехов, чтобы Бог был «праведным и тогда, когда он будет объявлять праведным того [грешного по природе человека], кто верит в Иисуса» (Рм 3:24—26). Послужив средством для искупления грехов и беззаконных дел человека, жертва умилостивления благоприятствовала тому, чтобы человек мог восстановить отношения с Всевышним Богом (Эф 1:7; Евр 2:17; см. ВЫКУП).
Следовательно, Бог сделал так, чтобы через Иисуса Христа «примирить с собой все остальное... заключив мир посредством крови, пролитой им [Иисусом] на столбе мучений [греч. ставрос - кол, бревно; прим. автора внешней статьи]», благодаря этому люди, «некогда отчужденные и враги», из-за того что их умы были обращены к злым делам, могли теперь примириться «посредством его плотского тела через его смерть, чтобы... [они] предстали перед ним святыми, непорочными и безупречными» (Кл 1:19—22). Теперь Иегова Бог мог объявить праведными тех, кого он избрал, чтобы они стали его духовными сыновьями; их нельзя было ни в чем упрекнуть или обвинить, так как они полностью примирились с Богом. (Ср. Де 13:38, 39; Рм 5:9, 10; 8:33.)
А что можно сказать о тех, кто служил Богу до того, как умер Христос? К ним относятся Авель, который «получил о себе свидетельство, что праведен, как засвидетельствовал Бог о его дарах», Енох, который «получил свидетельство, что угодил Богу», Авраам, который «был назван „другом Иеговы“», Моисей, Иисус Навин, Самуил, Давид, Даниил, Иоанн Креститель, а также ученики Христа (которым тот сказал еще перед смертью: «Отец сам дорожит вами») (Евр 11:4, 5; Иак 2:23; Дан 9:23; Ин 16:27). Иегова общался со всеми этими людьми и благословлял их. Но почему они нуждались в примирении с Богом посредством смерти Христа?..." (Энциклопедия "Понимание Писания", Примирение)
Часть 5. Усовершенствование
"Он в дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принеся прошения и молитвы Могущему спасти Его от смерти и быв услышан за Свое благоговение, хотя и Сын, страданиями научился послушанию, и, усовершённый [или приведенный к совершенству], стал для всех послушных Ему виновником спасения вечного, от Бога провозглашенный Первосвященником по чину Мелхиседека." (Евреям 5:8-10 пер.Кассиана)
"Ибо один Бог, один и посредник между Богом и людьми, Человек Христос Иисус, давший Себя как выкуп за всех..." (1 Тим.2:5,6 пер.Кассиана)
В Библии многократно подчеркивается, что Бог дает спасение ЧЕРЕЗ Иисуса Христа, которого он сделал Совершенным Спасителем и Посредником между Богом и грешными людьми, и именно после его страданий в плоти и мучительной, искупительной смерти. Так Всевышний усовершенствовал своего небесного Первенца, ставшего человеком и умершего верным и полностью послушным Богу. Да, Бог привел его к совершенству именно в послушании, через страдания. Будучи на небе, Первенец не испытывал страданий и не имел человеческого опыта, и хотя он был послушен Богу от начала, его послушание никогда не испытывалось в трудных, крайних обстоятельствах. Но Бог дал ему познать всё это и доказать свое послушание, послужившее оправданием человечеству, поэтому в послании Евреям также написано следующее:
"...но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.
Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил [усовершенствовал, привел к определенной полноте] через страдания.
Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:
«возвещу имя Твоё братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя».
И ещё: «Я буду уповать на Него». И ещё: «вот Я и дети, которых дал Мне Бог».
А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь." (Евреям 2:9-18 пер.Кассиана)
Получив человеческий опыт, испытав искушения от Сатаны и страдания, но оставшись верным Богу до смерти, первородный Сын Иеговы стал полноценным посредником между грешными людьми и святым Богом, который может дать спасение на основании своей искупительной смерти и ходатайства Богу за людей, поскольку Сын может сочувствовать им, пройдя через всё сам, на своем опыте, зная слабости, искушения и страдания:
"Ведь у нас не такой первосвященник, который не может сочувствовать нашим слабостям, а такой, который был испытан во всём, подобно нам, но остался безгрешным. Так приблизимся же со свободой речи к престолу незаслуженной доброты, чтобы найти милосердие и обрести незаслуженную доброту для своевременной помощи." (Евр.4:15,16)
Таким образом, первородный Сын Бога, который участвовал в сотворении вселенной, послушно исполняя творческий замысел Бога, и при этом сам являясь первым творением Отца (то есть и "творение" и "единородный бог"), теперь приводится Богом ко всей полноте посредничества, к абсолютной полноте, завершенности: Первенец познает человеческий опыт и жизнь среди зла, греха и страданий, и учится абсолютному послушанию Богу, даже до смерти. Это можно сравнить с тем, как закаляют меч или сталь: после выплавки он уже является мечом, но в битве он не испытывался и чтобы сделать его максимально прочным его закаляют в огне... Пройдя все испытания, и полностью понимая нас и наши слабости, Божий Мессия, по великой жертвенной любви Иеговы, стал тем, кто может и хочет полностью примирить нас с Богом, дав тем самым полное и вечное спасение верующим в него.