Популярные статьи:

пятница, 16 мая 2025 г.

Имя Бога, Тетраграмматон (יהוה): перевод, этимология, огласовка

Тетраграмматон (יהוה, YHWH) — четырёхбуквенное имя Творца в  Библии (Ветхий Завет или ТаНаХ), встречающееся более 6 800 раз.  

Корень: Происходит от глагола הָיָה (hayah — «быть»). В Исход 3:14,15 Бог открывает Моисею образующий имя глагол пояснением: אֶהְיֶה אֲשֶׁר אֶהְיֶה (Ehyeh Asher Ehyeh — «Я есмь Тот, Кто Я есмь» или «Я буду (стану) Тем, Кто Я буду»).  



 Интерпретации формы имени YHWH 

  - Каузативная форма (хифиль): огласовка יַהְוֶה (Yahweh - Яхве) соответствует породе хифиль глагола хайа (быть) в имперфекте (несовершенный вид - действие не завершено, в процессе). Хифиль в иврите выражает каузативное (причина) значение: «Он вызывает существование» или «Он осуществляет бытие» ("Причиняющий быть", что-то вроде "Осуществляющий"). Ниже будут приведены специалисты, поддерживающие данное объяснение.

 - простая форма (каль): некоторые учёные (как Т. Мураока) оспаривают это, указывая, что форма YHWH может восходить к архаичному Qal (каль - простой), а переводят имя как "Я есть", "Сущий".

 Хотя дискуссия остаётся до сих пор открытой, но каузативная (хифиль) интерпретация поддерживается многими сильными внутренними и внешними аргументами: хифиль глагола "быть" в имперфекте подчёркивает роль Бога и как Первопричины и как Творца, не только вселенной, но и своего доброго замысла в отношении земли и человечества. Более того: это соответствует контексту всей Библии и поддерживается историческими документами, о чем будет указано ниже... 

    Пример: В контексте Исх. 3:14 это может означать: «Он даёт быть» (Тот, Кто приводит задуманное/сказанное/обещанное в существование; то, что Бог обещал патриархам народа о потомстве и земле).  

 Во всей Библии часто после обещания или пророчества Бога, Он добавляет, что это произойдет (осуществится, станет быть), "потому что это сказал Яхве":

"И узнают все дерева поля, что Я, Иегова, высокое дерево делаю низким, низкое дерево делаю высоким; сочное дерево иссушаю, а сухому дереву даю разрастаться; Я, Иегова, сказал, и сделаю." (Иезекииль 17:24 пер. Макария Глухарева)

"Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет [намерение] состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю." (Исаия 46:10 СинП)

"Как сказано в Писаниях: «Я сделал тебя отцом многих народов». Это истина перед Богом: Авраам поверил в Бога, Который воскрешает умерших и говорит (!) о неслучившемся, как об уже случившемся (!)." (Римлянам 4:17 "Библейской Лиги ERV")

  

- Альтернативные гипотезы: Связь с арабским корнем hwy («веять, дышать») или аккадским yamû («море»), но эти версии гораздо менее обоснованы.  


 Огласовка и произношение

Масоретская традиция (VI–X вв.):  

  Масореты добавили к יהוה огласовку от слова אֲדֹנָי (Адонай — «Господь», "господин"), создав гибридное написание יְהֹוָה (Йеховах/Иегова). Это служило напоминанием заменять имя на Адонай из благоговения (запрет произносить имя в поздней иудейской традиции).  

Реконструкция «Яхве»:  

  - Лингвистические данные:  

    Форма יַהְוֶה (Yahweh) основана на каузативной породе хифиль глагола hayah. В хифиле имперфекта глагол принимает форму יַהְוֶה («Он даёт существовать»), что согласуется с богословским контекстом Исхода 3:14 и всей Библии.

  - Специалисты, поддерживающие хифиль:  

    Вильгельм Гезениус (XIX в.): В «Еврейской грамматике» (Hebräische Grammatik) доказывал, что YHWH — каузативная форма от hayah.  

    Джон Дэй (XX–XXI вв.): В работе «Yahweh and the Gods and Goddesses of Canaan» (2000) связывает имя с хифилем, подчёркивая роль Бога как Творца.  

    Мартин Розе (XX в.): В «Der Ausschließlichkeitsanspruch Jahwes» (1975) аргументирует, что форма YHWH отражает божественную активность («Он вызывает к жизни»).  

    Электронная Еврейская Энциклопедия, Тетраграмматон - https://eleven.co.il/judaism/cult/14096/

  - Исторические свидетельства:  

    Климент Александрийский (II в.): Транскрибирует имя как Ιαουέ (Яуэ), что соответствует огласовке Яхве (Яуэ), в еврейском произношении (ударение на последнюю "е" в греческой транскрипции соответствует еврейским правилам).  

    Ориген (III в.): В «Гекзаплах» использует форму Ιαω (Yaho).  

    Самаритяне: Сохранили произношение Yahwe в своей традиции.  

    Эпифаний Кипрский (IV в.): Упоминает вариант Ιαβέ (Йабэ), что соответствует огласовке Яхве, в греческой подаче.  


Грамматическая справка:

Согласно правилам древнееврейской грамматики и реконструкции масоретской вокализации, ударение в יַהְוֶה (Yahweh) ставится на втором слоге: Yahwé. Это соответствует каузативной форме хифиль и подтверждается историческими транскрипциями. 

Почему не на первом слоге? В хифиле имперфекта префикс יַ (йа-) всегда безударный. Ударение смещается на корневую часть глагола.

Пример: יַקְטִיל (yaqtîl) → ударение на -ṭîl, а не на ya-.


 Ключевые источники и авторы в данном исследовании: 

1. Еврейская традиция: 

- Талмуд: Йома 39b — имя произносил только первосвященник в Храме. Сота 38а — запрет на публичное произношение.  

- Маймонид (XII в.): «Мишне Тора», Хилхот Йесодей а-Тора 6:2 — законы о святости имени.  

- Раши (XI в.): Комментарий к Исх. 3:15: «יהוה — имя, выражающее сущность Бога как Вечного».  

2. Западная библеистика:  

- Вильгельм Гезениус: «Еврейская грамматика» (нем. Hebräische Grammatik) — классическая работа, обосновывающая связь YHWH с хифилем.  

- Браун-Драйвер-Бриггс (BDB Lexicon, 1906): Анализ корня h-y-h: «YHWH — Тот, Кто актуально присутствует и действует».  

- Джозеф Фитцмайер: «The Dead Sea Scrolls and Christian Origins» (2000) — палеоеврейское написание יהוה в кумранских рукописях.  

3. Раннехристианские источники:  

- Ориген (III в.):  «Гекзапла» — транскрипция יהוה как Ιαω (Yaho).  

- Иероним (IV–V вв.): «Письмо 25 к Марцелле» — упоминание самаритянского произношения Yahweh.  

4. Современные исследования:

- Моше Гринберг: «Understanding Exodus» (1983) — экзегетический анализ Исх. 3:14–15.  

- Йоханан Муфс (XXI в.): «Бог на Ближнем Востоке» (2020) — сравнительный анализ теонимов.  


Заключение:  

Имя Бога, тетраграмматон (יהוה) - остаётся центральным символом библейского откровения, подчёркивая динамическую природу Бога как Творца и Подателя жизни. Его этимология, связанная с каузативной формой глагола «быть» в имперфекте (Яхве'), раскрывает духовную глубину: Бог не просто существует, но активно проявляет Себя в истории, он может стать тем, кем захочет ("я буду кем я буду" - защитником, судьей, законодателем, отцом и тд.), чтобы ОСУЩЕСТВИТЬ свое слово, замысел. Потому мы с верой говорим на все его слова - Аминь (истинно, да будет так)!


(Автор статьи - Суранов С.А.)


Еще статьи на эту тему:

Имя Бога: три основных ключа для понимания смысла Имени



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Китай: любимое Логово древнейшего Дракона и его Технократия

  От тотема неолита к цифровому Левиафану: как древний Змей стал архитектором техно-диктатуры «И низвержен был великий дракон, древний змей,...