Тетраграмматон (יהוה, YHWH) — четырёхбуквенное имя Творца в Библии (Ветхий Завет или ТаНаХ), встречающееся более 6 800 раз.
Корень: Происходит от глагола הָיָה (hayah — «быть»). В Исход 3:14,15 Бог открывает Моисею образующий имя глагол пояснением: אֶהְיֶה אֲשֶׁר אֶהְיֶה (Ehyeh Asher Ehyeh — «Я есмь Тот, Кто Я есмь» или «Я буду (стану) Тем, Кто Я буду»).
Интерпретации формы имени YHWH
- Каузативная форма (хифиль): огласовка יַהְוֶה (Yahweh - Яхве) соответствует породе хифиль глагола хайа (быть) в имперфекте (несовершенный вид - действие не завершено, в процессе). Хифиль в иврите выражает каузативное (причина) значение: «Он вызывает существование» или «Он осуществляет бытие» ("Причиняющий быть", что-то вроде "Осуществляющий"). Ниже будут приведены специалисты, поддерживающие данное объяснение.
- простая форма (каль): некоторые учёные (как Т. Мураока) оспаривают это, указывая, что форма YHWH может восходить к архаичному Qal (каль - простой), а переводят имя как "Я есть", "Сущий".
Хотя дискуссия остаётся до сих пор открытой, но каузативная (хифиль) интерпретация поддерживается многими сильными внутренними и внешними аргументами: хифиль глагола "быть" в имперфекте подчёркивает роль Бога и как Первопричины и как Творца, не только вселенной, но и своего доброго замысла в отношении земли и человечества. Более того: это соответствует контексту всей Библии и поддерживается историческими документами, о чем будет указано ниже...
Пример: В контексте Исх. 3:14 это может означать: «Он даёт быть» (Тот, Кто приводит задуманное/сказанное/обещанное в существование; то, что Бог обещал патриархам народа о потомстве и земле).
Во всей Библии часто после обещания или пророчества Бога, Он добавляет, что это произойдет (осуществится, станет быть), "потому что это сказал Яхве":
"И узнают все дерева поля, что Я, Иегова, высокое дерево делаю низким, низкое дерево делаю высоким; сочное дерево иссушаю, а сухому дереву даю разрастаться; Я, Иегова, сказал, и сделаю." (Иезекииль 17:24 пер. Макария Глухарева)
"Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет [намерение] состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю." (Исаия 46:10 СинП)
"Как сказано в Писаниях: «Я сделал тебя отцом многих народов». Это истина перед Богом: Авраам поверил в Бога, Который воскрешает умерших и говорит (!) о неслучившемся, как об уже случившемся (!)." (Римлянам 4:17 "Библейской Лиги ERV")
- Альтернативные гипотезы: Связь с арабским корнем hwy («веять, дышать») или аккадским yamû («море»), но эти версии гораздо менее обоснованы.
Огласовка и произношение
Масоретская традиция (VI–X вв.):
Масореты добавили к יהוה огласовку от слова אֲדֹנָי (Адонай — «Господь», "господин"), создав гибридное написание יְהֹוָה (Йеховах/Иегова). Это служило напоминанием заменять имя на Адонай из благоговения (запрет произносить имя в поздней иудейской традиции).
Реконструкция «Яхве»:
- Лингвистические данные:
Форма יַהְוֶה (Yahweh) основана на каузативной породе хифиль глагола hayah. В хифиле имперфекта глагол принимает форму יַהְוֶה («Он даёт существовать»), что согласуется с богословским контекстом Исхода 3:14 и всей Библии.
- Специалисты, поддерживающие хифиль:
Вильгельм Гезениус (XIX в.): В «Еврейской грамматике» (Hebräische Grammatik) доказывал, что YHWH — каузативная форма от hayah.
Джон Дэй (XX–XXI вв.): В работе «Yahweh and the Gods and Goddesses of Canaan» (2000) связывает имя с хифилем, подчёркивая роль Бога как Творца.
Мартин Розе (XX в.): В «Der Ausschließlichkeitsanspruch Jahwes» (1975) аргументирует, что форма YHWH отражает божественную активность («Он вызывает к жизни»).
Электронная Еврейская Энциклопедия, Тетраграмматон - https://eleven.co.il/judaism/cult/14096/
- Исторические свидетельства:
Климент Александрийский (II в.): Транскрибирует имя как Ιαουέ (Яуэ), что соответствует огласовке Яхве (Яуэ), в еврейском произношении (ударение на последнюю "е" в греческой транскрипции соответствует еврейским правилам).
Ориген (III в.): В «Гекзаплах» использует форму Ιαω (Yaho).
Самаритяне: Сохранили произношение Yahwe в своей традиции.
Эпифаний Кипрский (IV в.): Упоминает вариант Ιαβέ (Йабэ), что соответствует огласовке Яхве, в греческой подаче.
Грамматическая справка:
Согласно правилам древнееврейской грамматики и реконструкции масоретской вокализации, ударение в יַהְוֶה (Yahweh) ставится на втором слоге: Yahwé. Это соответствует каузативной форме хифиль и подтверждается историческими транскрипциями.
Почему не на первом слоге? В хифиле имперфекта префикс יַ (йа-) всегда безударный. Ударение смещается на корневую часть глагола.
Пример: יַקְטִיל (yaqtîl) → ударение на -ṭîl, а не на ya-.
Ключевые источники и авторы в данном исследовании:
1. Еврейская традиция:
- Талмуд: Йома 39b — имя произносил только первосвященник в Храме. Сота 38а — запрет на публичное произношение.
- Маймонид (XII в.): «Мишне Тора», Хилхот Йесодей а-Тора 6:2 — законы о святости имени.
- Раши (XI в.): Комментарий к Исх. 3:15: «יהוה — имя, выражающее сущность Бога как Вечного».
2. Западная библеистика:
- Вильгельм Гезениус: «Еврейская грамматика» (нем. Hebräische Grammatik) — классическая работа, обосновывающая связь YHWH с хифилем.
- Браун-Драйвер-Бриггс (BDB Lexicon, 1906): Анализ корня h-y-h: «YHWH — Тот, Кто актуально присутствует и действует».
- Джозеф Фитцмайер: «The Dead Sea Scrolls and Christian Origins» (2000) — палеоеврейское написание יהוה в кумранских рукописях.
3. Раннехристианские источники:
- Ориген (III в.): «Гекзапла» — транскрипция יהוה как Ιαω (Yaho).
- Иероним (IV–V вв.): «Письмо 25 к Марцелле» — упоминание самаритянского произношения Yahweh.
4. Современные исследования:
- Моше Гринберг: «Understanding Exodus» (1983) — экзегетический анализ Исх. 3:14–15.
- Йоханан Муфс (XXI в.): «Бог на Ближнем Востоке» (2020) — сравнительный анализ теонимов.
Заключение:
Имя Бога, тетраграмматон (יהוה) - остаётся центральным символом библейского откровения, подчёркивая динамическую природу Бога как Творца и Подателя жизни. Его этимология, связанная с каузативной формой глагола «быть» в имперфекте (Яхве'), раскрывает духовную глубину: Бог не просто существует, но активно проявляет Себя в истории, он может стать тем, кем захочет ("я буду кем я буду" - защитником, судьей, законодателем, отцом и тд.), чтобы ОСУЩЕСТВИТЬ свое слово, замысел. Потому мы с верой говорим на все его слова - Аминь (истинно, да будет так)!
(Автор статьи - Суранов С.А.)
Еще статьи на эту тему: