Популярные статьи:

суббота, 12 апреля 2025 г.

Пасхальный ягненок был на пасхальном вечере Иисуса и апостолов?

 Во времена Иисуса и апостолов (I век н.э., до разрушения Второго Храма в 70 г. н.э.) пасхальный ягненок (корбан Песах) действительно употреблялся на седере (ужин), но только после того, как его приносили в жертву в Иерусалимском храме. Этот ритуал строго регулировался иудейским законом, основанным на текстах Торы (Закона Бога) и традициях Второго Храма. Вот анализ вопроса с опорой на источники:

1. Библейские и исторические основания

Тора (Исход 12:3-11) предписывает заклание ягненка и употребление его мяса в пасхальную ночь. Однако после централизации культа в Храме (Второзаконие 16:5-7) жертвоприношение могло совершаться только в Иерусалиме.

Иосиф Флавий в «Иудейской войне» (6.9.3) и «Иудейских древностях» (14.2.1) подчеркивает, что тысячи паломников приносили ягненка в Храм перед Песахом. Мясо затем уносили для трапезы.

Филон Александрийский («О специальных законах», 2.145-148) описывает, как ягненка жарили целиком и ели в семейном кругу после жертвоприношения.


2. Ритуал седера во времена Второго Храма

Согласно Мишне (трактат Песахим 5–10), которая фиксирует устную традицию, восходящую к этому периоду:

Ягненок закалывался в Храме днем 14 нисана, его кровь возливалась на жертвенник, а мясо уносилось для приготовления.

На седере ягненок жарился целиком (без переламывания костей — Исх. 12:46) и съедался с мацой и горькими травами.

После разрушения Храма (70 г. н.э.) ритуальное заклание прекратилось, и на седере остались лишь символические напоминания о ягненке (напр., зроа — кость на седерной тарелке).


3. Новозаветные свидетельства

В Евангелиях нет прямого упоминания ягненка на Тайной Вечере (Мф. 26:17-30; Мк. 14:12-26; Лк. 22:7-20). Это может объясняться:

Богословской символикой: Авторы акцентируют Иисуса как «Пасхального Агнца» (Ин. 1:29; 1 Кор. 5:7), заменяющего ритуальное жертвоприношение.

Литургическим контекстом: В раннехристианской традиции акцент сместился на хлеб и вино (1 Кор. 11:23-26).

Однако исторический контекст подтверждает, что Иисус и ученики, соблюдая Песах, должны были есть ягненка, принесенного в Храме (Луки 22:15: «очень желал Я есть с вами сию пасху»).


Вывод:

Во времена Иисуса пасхальный ягненок приносился в Храме, а затем употреблялся на седере. В Новом Завете ягненок не упоминается из-за богословского переосмысления образа Иисуса как «Агнца Божьего», но исторически он был частью пасхальной трапезы I века.


"...и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть её, пока она не совершится в Царствии Божием.

И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие."

(Евангелие от Луки 22:15-18)


(Суранов Сергей)

четверг, 10 апреля 2025 г.

Песах: кровь на косяках дверей...

 В истории Исхода (Исх. 12:1-13) нанесение крови ягнёнка на косяки и перекладины дверей играет ключевую роль как знак защиты от губителя, поразившего египетских первенцев. Этот ритуал имеет глубокую символику, связанную как с библейской теологией, так и с возможными параллелями или полемикой с египетскими традициями. Рассмотрим основные аспекты:


1. Символика крови в библейском контексте

Кровь как символ жизни и искупления: В ветхозаветной традиции кровь считалась носителем жизни (Левит 17:11) и средством очищения от греха. Нанесение крови на дверь символизировало заместительную жертву, спасающую жизнь первенцев Израиля.

Акт послушания и веры: Ритуал требовал от израильтян доверия Божьему повелению. Только те, кто исполнил указание, были защищены, что подчеркивало важность союза с Богом через послушание.


2. Полемика с египетскими культами

Ягнёнок и бог Амон: Амон, один из главных богов Египта, часто изображался с бараньей головой. Жертвоприношение ягнёнка (символа Амона) могло быть вызовом египетской религии, демонстрируя бессилие их богов перед Яхве (Иегова), Творцом всего.

Поражаемые первенцы: В египетской культуре первенец фараона считался воплощением божественной силы. Их гибель стала прямым ударом по сакральной основе египетской власти, и еще одним разоблачением фейковости богов Египта.

Ритуалы защиты дома: Египтяне размещали амулеты, изображения богов, и надписи на дверях для защиты от злых сил (например, тексты «Книги мёртвых»). Кровь на косяках могла быть альтернативой этим практикам, подчеркивая, что истинная защита исходит только от настоящего и единственного Всемогущего Бога, Бога Израиля.


3. Богословское значение

Пасха (Песах - букв. "пройти мимо") как память об Исходе: Ритуал с кровью стал основой праздника Песах, где ягнёнок напоминает о спасении и освобождении.


(Суранов Сергей)

Китай: любимое Логово древнейшего Дракона и его Технократия

  От тотема неолита к цифровому Левиафану: как древний Змей стал архитектором техно-диктатуры «И низвержен был великий дракон, древний змей,...