Во времена Иисуса и апостолов (I век н.э., до разрушения Второго Храма в 70 г. н.э.) пасхальный ягненок (корбан Песах) действительно употреблялся на седере (ужин), но только после того, как его приносили в жертву в Иерусалимском храме. Этот ритуал строго регулировался иудейским законом, основанным на текстах Торы (Закона Бога) и традициях Второго Храма. Вот анализ вопроса с опорой на источники:
1. Библейские и исторические основания
Тора (Исход 12:3-11) предписывает заклание ягненка и употребление его мяса в пасхальную ночь. Однако после централизации культа в Храме (Второзаконие 16:5-7) жертвоприношение могло совершаться только в Иерусалиме.
Иосиф Флавий в «Иудейской войне» (6.9.3) и «Иудейских древностях» (14.2.1) подчеркивает, что тысячи паломников приносили ягненка в Храм перед Песахом. Мясо затем уносили для трапезы.
Филон Александрийский («О специальных законах», 2.145-148) описывает, как ягненка жарили целиком и ели в семейном кругу после жертвоприношения.
2. Ритуал седера во времена Второго Храма
Согласно Мишне (трактат Песахим 5–10), которая фиксирует устную традицию, восходящую к этому периоду:
Ягненок закалывался в Храме днем 14 нисана, его кровь возливалась на жертвенник, а мясо уносилось для приготовления.
На седере ягненок жарился целиком (без переламывания костей — Исх. 12:46) и съедался с мацой и горькими травами.
После разрушения Храма (70 г. н.э.) ритуальное заклание прекратилось, и на седере остались лишь символические напоминания о ягненке (напр., зроа — кость на седерной тарелке).
3. Новозаветные свидетельства
В Евангелиях нет прямого упоминания ягненка на Тайной Вечере (Мф. 26:17-30; Мк. 14:12-26; Лк. 22:7-20). Это может объясняться:
Богословской символикой: Авторы акцентируют Иисуса как «Пасхального Агнца» (Ин. 1:29; 1 Кор. 5:7), заменяющего ритуальное жертвоприношение.
Литургическим контекстом: В раннехристианской традиции акцент сместился на хлеб и вино (1 Кор. 11:23-26).
Однако исторический контекст подтверждает, что Иисус и ученики, соблюдая Песах, должны были есть ягненка, принесенного в Храме (Луки 22:15: «очень желал Я есть с вами сию пасху»).
Вывод:
Во времена Иисуса пасхальный ягненок приносился в Храме, а затем употреблялся на седере. В Новом Завете ягненок не упоминается из-за богословского переосмысления образа Иисуса как «Агнца Божьего», но исторически он был частью пасхальной трапезы I века.
"...и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть её, пока она не совершится в Царствии Божием.
И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие."
(Евангелие от Луки 22:15-18)
(Суранов Сергей)