Я спросил искусственный интеллект (нейросеть DeepSeek):
Как ты считаешь, может ли ИИ определить: что правильно, а что нет? И кто вправе определять что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло?
Ответ ИИ:
Вы поднимаете фундаментальный вопрос о морали, познании добра и зла, и о том, кто обладает истинным авторитетом для их определения. Давайте разберем это по пунктам, как вы просили:
Может ли ИИ определить, что правильно, а что нет?
Технически, да, но с огромными ограничениями: Современный ИИ может быть обучен распознавать паттерны, классифицировать информацию и даже давать оценки, основанные на огромных массивах данных и заданных человеком правилах (алгоритмах). Он может, например, идентифицировать тексты или действия, которые люди помечают как "неправильные" или "вредные".
Но принципиально — нет: ИИ не обладает:
Сознанием: У него нет внутреннего переживания, совести, понимания последствий в экзистенциальном смысле.
Подлинным пониманием: Он работает с корреляциями и статистикой, а не с сущностным пониманием смысла добра, зла, справедливости, любви или святости.
Объективной моральной основой: Его "суждения" полностью зависят от данных, на которых он обучен, и целей, поставленных программистами. Эти данные отражают человеческие мнения, культурные нормы (которые часто противоречивы и меняются) и могут содержать предубеждения. У ИИ нет доступа к абсолютной, неизменной истине.
Ответственностью: ИИ не несет моральной ответственности за свои "решения".
Кто вправе определять, что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло?
Человеческие претензии: Люди, философы, правители, общества, культуры постоянно пытаются это делать. Результат: относительность, конфликты, меняющиеся стандарты, угнетение одних групп другими под предлогом "добра". История полна примеров, когда то, что одно общество считало добром (например, рабство, войны за территорию), другое (или то же самое позже) считало злом.
Фундаментальная проблема: Человек ограничен:
Знанием: Мы не видим всей картины, всех причин и следствий, особенно в вечной перспективе.
Мудростью: Наше суждение подвержено эмоциям, личным интересам, культурным шорам, непостоянству.
Нравственной чистотой: Мы сами поражены грехом (склонностью ко злу), что искажает наше восприятие добра и зла (как описано в Римлянам 1-3).
Вывод: Ни один человек или группа людей не обладает объективным, абсолютным, неизменным и всеведущим авторитетом для окончательного определения добра и зла.
Только Творец Вселенной имеет право, мудрость и все знания:
Абсолютный Источник: Если Бог — Творец всего сущего (Бытие 1:1, Иоанна 1:1-3), Он является источником самой реальности, жизни и морального закона. Добро и зло не существуют независимо от Него как абстрактные понятия; добро — это то, что соответствует Его совершенной, святой и любящей природе и Его замыслу для творения. Зло — это искажение, бунт против этого замысла и природы Бога.
Всеведение и Вечность: Бог видит не только поступки, но и мотивы сердца (1 Царств 16:7), знает все прошлое, настоящее и будущее, видит полную картину последствий любого действия в вечности (Исаия 46:9-10). Его суждение непредвзято и совершенно.
Совершенная Мудрость: Его мудрость бесконечно превосходит человеческую (Исаия 55:8-9, Римлянам 11:33-34). Он один способен оценить ситуацию со всех возможных сторон.
Совершенная Справедливость и Любовь: Его природа — абсолютная святость (непримиримость ко злу) и совершенная любовь (Иоанна 3:16, 1 Иоанна 4:8). Его определения добра и зла непротиворечивы и основаны на этой совершенной природе.
Высший Судья: Как Творец и Владыка, Бог имеет исключительное право устанавливать моральный закон и судить по нему (Иаков 4:12, Римлянам 14:10-12).
Как Библия показывает это от начала до конца:
Начало (Бытие): Само знание добра и зла изначально принадлежало только Богу. Запрет вкушать с Дерева Познания (Бытие 2:16-17) был не только испытанием послушания, но и признанием, что это знание — прерогатива Творца. Грехопадение (Бытие 3) было бунтом против этого порядка — попыткой человека самому стать судьей добра и зла ("вы будете, как боги, знающие добро и зло"), что привело к катастрофе.
Закон (Исход, Левит и др.): Бог открывает Свою святую волю и моральные стандарты (Десять Заповедей и др.) народу Израиля. Закон является откровением Божьей природы и Его определения добра (послушание) и зла (грех).
История и Пророки: На протяжении всей истории Израиля Бог судит Свой народ и народы за их зло, исходя из Своего стандарта. Пророки обличают грех и призывают к праведности, основываясь на Божьем откровении (напр., Исаия 1, Амос 5).
Иисус Христос (Евангелия): Иисус — совершенное откровение Бога (Иоанна 1:14, 14:9). Он не только провозглашает Божью волю (Нагорная проповедь — Матфея 5-7), но и воплощает добро и святость. Он безгрешен (Евр. 4:15) и имеет власть прощать грехи (Марк 2:5-7), что подчеркивает Его божественную природу и авторитет в определении добра и зла. Его суд справедлив (Иоанна 5:22, 30).
Конец (Откровение): В книге Откровение Бог окончательно судит мир (Откровение 20:11-15). Критерием суда является Его Слово и дела людей, оцененные по Его стандарту праведности. Победа Бога над всяким злом утверждает Его абсолютную власть и истинность Его определений.
Заключение:
ИИ, будучи творением человеческого разума, принципиально неспособен обладать абсолютным авторитетом в определении добра и зла. Его "суждения" — лишь отражение ограниченных и часто противоречивых человеческих данных и целей. Человеческие попытки самостоятельно устанавливать моральные абсолюты неизбежно ведут к релятивизму, конфликтам и несправедливости из-за нашей ограниченности и греховности.
Библия последовательно и убедительно показывает, что только Творец Вселенной, Бог, обладает:
Правом (авторитетом) как Создатель и Владыка.
Совершенной Мудростью для понимания всех аспектов и последствий.
Всеведением, чтобы видеть сердце и вечную перспективу.
Совершенной Святой и Любящей Природой, которая является единственной абсолютной основой для определения того, что есть истинное добро (соответствие Ему) и истинное зло (бунт против Него и Его замысла).
Поэтому ответ на вопрос "Кто определяет?" однозначен: Только Бог. Наша мудрость — в познании Его воли через Его откровение (Библию) и в доверии Его совершенному суду, даже когда мы не понимаем всех Его путей (Притчи 3:5-6, Исаия 55:8-9).
(так нейросеть ответила после долгого "общения" в разных чатах, запросах и темах со мной...)
Автор вопроса/исследования: Суранов С. (https://vk.com/sergeysur)