Далее апостол слышит "громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию" (Откровение 1:10,11).
Так начинаются видения, которые апостол видит, и которые после записал в свиток, чтобы послать не только семи общинам христиан, но и всем нам, как венец Писания Божьего, Библии.
Услышав мощный голос, говорящий знакомые иудею Иоанну выражения и аллюзии из ТаНаХа (т.н. Ветхий Завет), апостол желает увидеть говорящего, и обернувшись видит:
"семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облечённого в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскалённые в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звёзд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лицо Его, как солнце, сияющее в силе своей." (Откровение 1:12-16)
"После сообщения о громком голосе, который услышал Иоанн, начинается описание его первого видения. Иоанн оборачивается на голос и видит семь золотых светильников [семисвечник - ерв. менора, который стоял внутри скинии, в святом отделении, а позже в храме Бога; прим. автора внешней статьи], символическое значение которых поясняется далее: «семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей» (Откр.1:20). С образом семи светильников тесно связан образ семи звезд (Откр.1:16)... Среди церквей-светильников – присутствующий в церквах прославленный Господь Иисус Христос, который, намекая на видение пророка Даниила (Дан.7:13), назван здесь подобным Сыну Человеческому. Он облачен в «подир». Это оставленное без перевода слово означало длинную до пят одежду, хитон, препоясанный золотым поясом. Именно такое облачение по повелению Бога было изготовлено для Аарона: «Пусть сделают священные одежды Аарону… чтобы он был священником Мне» (Исх.28:4). Подобное облачение принадлежало и царю Израиля.
«Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег». Волна – сейчас мало кому известное слово, означающее овечью шерсть, руно. Этот образ взят из описания Бога в одном из видений Даниила: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна» (Дан.7:9). Дальнейшее описание внешности прославленного Иисуса в отдельных деталях напоминает небесное видение Ангела [Архангела; прим. автора внешней статьи] пророку Даниилу: «Тело его – как топаз, лице его – как вид молнии; очи его – как горящие светильники, руки его и ноги его по виду – как блестящая медь, и глас речей его – как голос множества людей» (Дан.10:6).
«Медь» Даниила в описании Иоанна сменилась на неизвестный нам «халколиван». Видимо, это некий ценимый в древности драгоценный металл или сплав дорогих металлов. Таким образом, облик Христа, небесного Сына Человеческого, символически изображает Его как Первосвященника, Царя, Ангела (то есть Посланника, Посредника) и даже подобного Богу. «Очи как пламень огненный» – символ того, что от Его взора ничто не укрыто. Ноги как крепкий металл, голос как грохот морских волн или водопада – все это образы Его могущества. Кроме того Он – Судья... Свой суд Он осуществляет (еще один символ) обоюдоострым мечом. Но этот меч выходит из Его уст, то есть суд осуществляется Его словом. Образ исходящего из уст меча заимствован Иоанном из пророчества Исаии о грядущем Спасителе, уста которого будут «как острый меч» (Ис.49:2) и который «будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого» (Ис.11:4). Итак, Сын Человеческий наделен всеми божественными полномочиями. Кроме того, лицо Его было «как солнце, сияющее в силе своей». Этот яркий ветхозаветный образ (ср. Суд.5:31) напоминает преображение Иисуса Христа, когда «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17:2; Мк.9:3; Лк.9:29).
Все образы, использованные Иоанном при описании Сына Человеческого, взяты из Ветхого Завета. Соединенные вместе, они как бы усиливают друг друга и создают у читателя особое впечатление величия и мощи прославленного Господа. Однако вряд ли стоит акцентировать внимание на каждом из этих образов по отдельности. Они призваны воздействовать совокупно. Это справедливо и для прочих случаев, когда Иоанн старается сделать особенно наглядными те или иные свойства описываемых им персонажей. Иисус Христос изображен здесь среди своих церквей, которым адресована книга, и которые представляют Вселенскую церковь в целом. Он – Господь народа Божьего и в то же время стоит над всеми властями мира." (архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), «И увидел я новое небо и новую землю». Комментарий к Апокалипсису. Пункт 3. Видение Иисуса Христа и поручение Иоанну (1:9–20))
Увидев того же (но в большей славе), кого веками ранее видел пророк Даниил, апостол, подобно пророку, падает "к ногам Его, как мёртвый" (Отк.1:17)...
(продолжение в Части 14-й)
Комментариев нет:
Отправить комментарий