Популярные статьи:

Откровение/Апокалипсис: структура и содержание книги

 Книга Откровения, завершающая библейский канон, открывается как «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим...» (Откр. 1:1). Её текст, записанный апостолом Иоанном, несёт печать Божественного авторства, согласуясь с общей историей Писания, где Творец раскрывает Себя через людей, «движимых Духом Святым» (2 Пет. 1:21). 

 Структура книги очень интересная и гениальная с литературной точки зрения и вообще... Она хиастическая (хиазм), имеет параллелизмы и зиждется на цифре семь... 

Современные исследования хиазмов и параллелизмов — не просто академический анализ, но попытка распознать замысел Вечного Автора, Который формирует структуру и символы Откровения как часть единого библейского нарратива.  


Хиастическая структура: Божественная симметрия  

Хиазм (А-Б-В-Г-Д-Г-В-Б-А), пронизывающий Откровение, отражает гармонию Божьего плана. Г.К. Биль (G.K. Beale) в труде "The Book of Revelation" (1999) отмечает, что даже человеческие интерпретации структуры — это «попытка уловить богословские акценты, заложенные Самим Христом» (Beale, p. 108). 

Предлагаемая модель макрохиазма: идея, заложенная в семь посланий, связана с семью обетованиями побеждающим или обещаниями Иисуса. В хиастической арке, которая формирует Книгу Откровения, семь посланий являются первой "B", а Невеста Христа в конце книги Откровения - второй "B" на другой стороне арки.

A - Пролог

   B - Семь церквей

      C - Семь печатей

         D - Семь труб, Ангел, Два свидетеля

            E - Женщина, Дракон, Дитя мужеского пола

         D - Два зверя, Ангел, Семь чаш

      C - Разрушение Вавилона

   B - Невеста

A - Эпилог


В «Откровении» часто видят варианты хиастической (концентрически-симметричной) структуры (Lund. 1942; Schüssler-Fiorenza. 1977; Eadem. 1985; Strand. 1978; Mondati. 1997), обусловленной, так же как и при других подходах, наличием повторяемости и параллелизма. При установлении такой структуры принципиальным является осознание богословской значимости центральных глав «Откровения», вокруг которых, как вокруг ядра, располагаются параллельные разделы. Наглядный образец хиастического плана «Откровения» (некоторую шероховатость которому придают перемещения отдельных стихов из разд. D в разделы C и C') представлен в трудах Э. Шюсслер-Фьоренцы:

А. 1.1-8

В. 1.9 - 3.22

С. 4.1 - 9.21; 11.15-19

D. 10.1 - 15.4

C'. 15.1; 15.5 - 19.10

B'. 19.11 - 22.9

A'. 22.10-21

В целом можно сказать, что ни один из вариантов структуры «Откровения» не в состоянии отразить всего богатства драматургии книги. Показательным в этом отношении является положение в книге 11-й главы. С одной стороны, указывая на глас 7-й трубы (11.15), она относится к разделу описания 7 труб и в силу этого связана с предшествующими главами 8-9. С другой стороны, указание на срок в «сорок два месяца» (11.2) и «тысячу двести шестьдесят дней» (11.3) связывают ее с главами 12-13, в которых присутствует это же хронологическое указание (12.6; 13.5; ср. также 12.14, где «время, времена и полвремени» могут истолковываться как 3,5 года). Такая «двойная включенность» гл.11, ее «сцепляющая» функция свидетельствует о многоплановости структуры «Откровения» и показывает, что наиболее плодотворно для экзегезы комбинирование различных подходов к анализу структуры книги.

Адвентистский исследователь Ранко Стефанович ("The Revelation of Jesus Christ", 2002) подчёркивает: «Хиазм — не литературная игра, а инструмент, через который Бог подчёркивает Свою суверенную власть над историей» (Stefanovic, p. 47). Центральная глава 12, где Христос побеждает сатану «кровью Агнца» (Откр. 12:11), подтверждает, что Откровение — это "Его история", а не человеческий вымысел.  


 Параллелизмы: Единство Божьего Слова  

 Более 400 аллюзий на Ветхий Завет в Откровении — свидетельство того, что Творец говорит «многократно и многообразно» (Евр. 1:1), связуя Заветы воедино. Структура книги также зиждется на ветхозаветных праздниках, храмовых ритуалах и календаре Торы (Закона), через которые Бог раскрывает этапы Своего замысла:  

- Семь циклов судов (печати, трубы, чаши) перекликаются с семидневными ритмами Торы, подчёркивая завершённость Божьих деяний.  

- Йом Кипур (День Искупления): Видение открытого храма и ковчега завета (Откр. 11:19) напоминает о входе первосвященника во Святое Святых (Лев. 16:2-14), указывая на окончательное искупление через Кровь Агнца (Откр. 5:9).  

- Пасхальный Агнец: Образ Христа как «закланного Агнца» (Откр. 5:6) исполняет прообраз Исхода (Исх. 12:3-13), а финальная победа над смертью (Откр. 20:14) соответствует пасхальному переходу от рабства к свободе.  

- Праздник Труб (Рош ха-Шана): Звуки семи труб (Откр. 8:2–11:19) ассоциируются с трублением в шофар, возвещающем Божий суд и Царство (Лев. 23:24; Числ. 29:1).  


Александр Болотников в работе "Еврейский взгляд на Апокалипсис" (2015) отмечает: «Календарь Торы — это матрица, в которую Бог вписывает историю спасения. Откровение показывает, как ветхозаветные праздники достигают эсхатологического исполнения» (с. 134). Мессианский учитель Давид Леви в статье "Feasts of the Lord and Revelation" (2020) добавляет: «Семь чаш гнева — это антитеза семи чашам радости праздника Суккот (Шатров), но обе указывают на Бога как источник жизни и судии» (Levi, p. 12).  

Связь с ветхозаветным календарём подчёркивает, что Творец остаётся верен Своим установлениям, а Откровение — это «печать» на свитке Торы, открывающая завершение всех обетований.


(продолжение в Части 15-й)

Вернуться к Оглавлению

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Китай: любимое Логово древнейшего Дракона и его Технократия

  От тотема неолита к цифровому Левиафану: как древний Змей стал архитектором техно-диктатуры «И низвержен был великий дракон, древний змей,...